Страна волшебная театр:исторические заметки

Для учащихся среднего школьного возраста

 image (3)Оформление: театральные маски, афиши Ставропольского краевого драматического театра им. Лермонтова и Муниципального театра «Гармония»

Книжная выставка «И это все театр», к ней цитата «Театр- это вечное детство и вечная юность».

 

Сегодня мы поговорим с вами о самом удивительном явлении нашей жизни – театре.

Вы все, конечно же, не раз были в театре. И помните, как, затаив дыхание, ожидали поднятия занавеса. А когда начинался спектакль, вы радовались и печалились вместе с героями, становились участниками происходящих на сцене событий.

Что же такое театр?

Театр начинается с вешалки.

Подходим походкой неспешной.

Снимаем пальто. Вживаемся.

В какую-то новую стать.

Всё, что до этого, — начерно!

Зеркала отражают иначе нас.

Это волшебное качество лишь в Театре дано испытать.

Эти стены так много утаивают,

Бархат кресел незримо настраивает

На старинную трепетность чувств.

Конечно, мы можем сказать, что театр — это место для зрелища, да и само зрелище.

Но театр не только здание, это ещё особый вид искусства. Он передаёт какое-то событие именно так, как это могло происходить в жизни или совсем наоборот — в театре происходят порой чудеса, которых в обычной жизни не встретишь. Оказывается, само слово ТЕАТР можно расшифровать. Давайте посмотрим на первую букву:

Т – шифрует архитектурный стиль древнегреческого Парфенона, где проходили первые театральные представления.

Е – сидящий младенец – детская наивность и непосредственность

А – первопроходец восхищенного возгласа: «Ах! Какая красота и радость, какая глубина, какая точность и тонкость. Какое счастье быть причастным к этому чуду!»

Т – полет магической энергии, которая идет со сцены к публике и вновь возвращается на сцену

Р – отголосок восторженного «Браво!», сотрясающего зал.

Так расшифровала слово театр в своей книге «Театр. Время перемен» Г.Н.Пухальская.

Где появился самый первый в мире театр?

(ответы детей)

 

Действительно, много веков назад в Древней Греции родился театр. Появление его связано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов. На первых театральных представлениях греки-актёры облачались в козлиные шкуры и маски. Ряженые разыгрывали в лицах сценки из мифов и Дионисе.

На Руси театр начинался тоже с праздников, когда все: и стар, и млад — играли, пели, плясали. Любимым зрелищем публики были балаганы. Строили их на площадях, где происходили ярмарки. И всегда в центрепраздника были скоморохи.

(знакомство с книгами Некроловой «Русские народные городские праздники, «Караваджо») 

В течение многих столетий скоморохи устраивали представления прямо на улицах. Они исполняли сценки, песни, играли на разных музыкальных инструментах.

 

Но мы с вами говорим сегодня не об истории театра в России, нас интересует возникновение первого театра на Кавказе. И эта история очень интересна, ведь у каждого театра, как и у человека, есть своя биография. Она неотрывно связана с историей города, его становлением и развитием.

А началось всё в 1831 году, когда предприимчивый мелкий чиновник, а именно коллежский регистратор Ковтулов задумал открыть в Ставрополе театр.

Что было дальше? Нам поведают об этом почемучки.

(рассказ команды о попытке создания театра)

 

Собрав все свои сбережения, и заняв 200 рублей серебром у своего знакомого Виноградского, он нанял большой сарай и приспособил его под театр. Но эта затея провалилась. Его товарищ, давая деньги, рассчитывал стать компаньоном в деле. Однако Ковтулов не захотел делиться с ним будущей славой. Между ними произошла ссора. Виноградский жестоко отомстил другу. Дождавшись дня первого представления, он перед спектаклем явился в «театр» с полицией. Позднее жена Ковтулова жаловалась:

«Мы пришли в разорение за то, что хотели завести маленькое увеселение в Ставрополе и найти от почтеннейшей публики и пропитание с семьёй, а кроме притеснений и угнетений ничего не нашли».

Что же было дальше?

(ответы команд)

 

Прошло десять лет, и в городе появился новый любитель муз. На этот раз им был отставной губернский секретарь Григорий Яценко. Он-то и отправился по городам России собирать актёров в труппу. Актёр! Какойромантикой веет от этого слова! Кажется, как легко он играет на сцене, как он талантлив. Но талант требует огромного труда, и этот труд далеко не лёгкий.

Если ты хочешь актёром стать,

Ты должен сначала себя испытать.

В уменье, в терпенье, в горенье и в том,

Сумеешь ли в стужу ходить босиком,

Носить летом шубу и ватный парик,

Играть людоедов, чертей и заик,

И пачкаться гримом от ног до ушей,

И в шкуры влезать и слонов и мышей,

Забыть навсегда о домашнем тепле…

Работать, как вол, всегда и везде.

(выступление артистов студии «Светоч», руководитель засл. арт. России С.Калга-нова).

 

Первые спектакли проходили в здании, похожем на лубочный балаган. Это был временный деревянный дом, но, тем не менее, труппа сыграла 31 драму и трагедию, и 108 водевилей. Сначала спектакли пользовались успехом, но вскоре интерес к ним у зрителей погас из-за отсутствия таланта у артистов.

У самих же жителей города не пропало желание иметь свой театр и в 1843 году купец первой гильдии Иван Григорьевич Ганиловский начал строить новое каменное здание. Это было красивое двухэтажное здание(сейчас Дом офицеров).

Артисты для нового театра были выписаны из самой Москвы. О здании писали так: «Оно назначено для театра, имеет два яруса лож, в третьем ярусе устроена галерея. Сцена обширна, но слишком высока.Внутренность театра отделана хорошо. Строитель его, голова здешнего купечества г.Гониловский не щадил ничего для его блеска. В театре керосиновые светильники. Был и оркестр, который в антрактах играл марши, вальсы».

Давайте представим на минуту зал Ставропольского театра, который скоро заполнят зрители:

           «В театре керосиновое освещение, из кулис выходит человек, зажигает лампы на сцене, потом перебирается к ложам и зажигает такие же лампы там. Когда нужно представить на сцене утро или ночь, то перед рампой, состоявшей из ряда керосиновых ламп возникали щитки, оклеенные черной – для темной ночи и красной – для зари и рассвета – бумагой. Зритель видит две свечи и голову суфлера. Когда суфлер гасит свечи, нужно понимать, что сейчас конец действию. Зритель слышит порой из будки торопливый стук молоточком. Это условный знак, посылаемый за кулисы: кто-то опаздывает на выход».

Вскоре Ставрополь стал одним из театральных городов России. Здесь начинал свою сценическую деятельность актёр и режиссёр Н.Н.Синель-ников, писавший: «Если актёр «прошёл» у зрителей Ставрополя, он может смело играть в любом городе России».

Время шло, театр начал приходить в упадок, помещение плохо отапливалось, часто можно было прочитать на афише: «… театр будет отоплен», поэтому зрители брали с собой шубы. В театре не хватало мебели, перед спектаклями зрители посылали в ложи свои стулья. Дирекция театра решила провести благоустройство здания. Не смотря на это, в театре поддерживался высокий творческий уровень. В Ставрополь приезжали на гастроли труппы из Москвы. В 1846 году наш город посетила труппа антрепренера Карла Зелинского.

С этой труппой связана одна из самых лучших страниц истории Ставропольского театра. Успех обеспечивался иг-рой Николая Хрисанфовича Рыбакова, талант-ливого актера.

Игру Рыбакова называли рыбаковскими сезонами. Конечно, театральная дирекция старалась поддер-живать в городе высокий актерский творческий уровень. В эти годы в городе работал коллектив Малого театра. Антрепренеров и актеров Ставро-поль привлекал своими крупными ярмарками. Торговый люд жаждал развлечений, охотно шел в театр. Спектакли, правда, не всегда их устраивали, один из очевидцев писал:                                                   Н.Х.Рыбаков

«… ярмарочная публика здесь, как и везде, любит скоморошество, мало ей посмеяться, все бы хохотать! Чувствительные места не имеют цены, острые шутки теряются на языке актеров. Они не внятны, правда и выражать их некому: актеры мелют как-нибудь, лишь бы заиграть свои деньги, а зрители толкуют о товарах, модах, рысаках».

Несмотря на такой прием спектаклей зрителями, зал был полон и успех театру был обеспечен.

Интерес к театру в Ставрополе рос из года в год, в результате было создано «Общество любителей драматического искусства», которое органи-зовало народный театр в помещении Народного дома (сейчас это Краевой театр кукол). Труппа этого театра состояла из актеров, постоянно живущих в Ставрополе. Между тем, в городе поговаривали о необходимости открытия новых театральных заведений. Купец и предприниматель Андрей Митин во дворе своей усадьбы, выходящей в Воронцовскую рощу, в 1898 году возвёл первое в городездание летнего театра.

Какова судьба летних театров в Ставрополе, расскажут почемучки.

(ответы детей)

 

Арендатором этого театра становится мартын Пахалов. Театр был очень знаменит, но, к сожалению, он очень быстро сгорел. Усадьба купца Митина перешла банкиру Макару Попову, который на месте сгоревшего театравозвёл новое, которое стало называться пахаловским театром. Это было кирпичное пятиэтажное здание, которое вмещало большой зрительный зал, три яруса лож, современную сцену, прогу-лочную галерею, цветники, фонтаны. И его судьба оказалась очень печальной. При отступлении из Ставрополя гитлеровцы частично взорвали театр. Затем уже в нём обосновалась воинская часть, солдаты которой устроили в театре пожар. Но и после этого здание можно было восстановить, но его разобрали.

В конце 19 — начале 20 века Ставрополь посещали артисты мирового уровня: В.Комиссаржевская, Ф.И.Шаляпин…

( песня «Блоха» в исполнении Ф.Шаляпина, сл. И.Гете, муз. М.Мусоргского)

 

В книге воспоминаний «Страницы из моей жизни» Ф.И.Шаляпин писал о своем пребывании в Ставрополе:

«…Агнивцев предложил ехать в Ставрополь, где живет его родственник – офицер. По скучной и пыльной дороге прибыли в еще более скучный город. Начав хлопотать об устройстве концерта, мы отправились искать аккомпаниатора. В ту эпоху, очевидно, все музыканты в Ставрополе были женского пола. Мы увидели перед собой молодую блондинку с пышными волосами, видимо очень веселую. Мы просили помочь нам. Однако она решительно сказала: «Я не могу аккомпанировать артистам, которые никому не известны! Но я могу дать вам записку к одной барышне… Мы взяли записку и отправились к «барышне». Пришли на окраину города, в глухую улицу к длинному забору. Мы долго по очереди стучали в запертые ворота, наконец, на крыльцо вышла дряхлая старушка с трясущейся головой. Агнивцев раскланялся и спросил – здесь ли живет мадмуазель такая-то. Мамзель – это я, — не без гордости сказала старушка… Как бы то ни было, но концерт состоялся и прошел не без успеха».

И, конечно же, городу было необходимо новое здание.

В 1910 году состоялось открытие нового театрального здания — «Пассажа» братьев Меснян-киных. 27 июля 1909 года в строительное отделение Ставропольского губернского правления от купцов первой гильдии братьев Ивана и Александра Меснянкиных поступило прошение об утверждении проекта «торговых магазинов и проект двух зрительных зал, предполагаемых к устройству взамен магазинов. …При этом доводим до сведения, что зрительные залы рассчитаны применять для биоскопа и других сценических целей» Так же сообщалось, что постройка предполагалась на территории усадьбы Меснянкиных – «…во второй части губернского города Ставрополя по Казанской площади и Николаевскому проспекту».Строительство предполагалось закончить к 1 марта 1910 года. И уже в сентябре «Северокавказская газета» сообщала, что первого октября, в пятницу, в «Театре-Пассаж» бр. И. и А. Меснянкиных состоится открытие сезона весенней сказкой «Снегурочка» А.Н.Островского». О семье купцов, бурной жизни их театра поведал в своей пьесе «Торговый дом» И.Д.Сургучев. Вообще, это было первое в городе здание, где были объединены торговые и зрительные ряды. В нижнем этаже разместился кинематограф «Модерн», а на втором этажетеатральный зал с самой современной сценой, большим фойе и летней прогулочной галереей на чугунных опорах, здесь же были универсальный магазин и ресторан «Гном». Вы, конечно же знаете, что сейчас в этом здании располагается Ставропольская государственная краевая филармония, а рядом магазин «Пассаж».

 

И ещё одно здание было отдано театру — в 1964 году театру было присвоено имя М.Ю.Лермонтова, и труппа театра въехала в новое здание, расположенное на площади, в центре города, где и находится до сих пор.

 

А сейчас, давайте ещё раз перелистаем странички истории нашего театра.

¥ 1845год

Основание первого русского театра на Кавказе. «Воздвигнуто новое каменное здание с прекрасным фасадом. Оно назначено для театра, имеет два яруса лож, галерею. Сцена театра довольно обширна, но слишком высока. Труппа небольшая, она состоит из шести актеров и трех актрис». (Журнал «Театральная летопись». Москва, май, 1845 г.)

 

¥ 1846 – 1849 годы…

На сцене Ставропольского театра – труппа Карла Зелинского. В ее составе –

Н. Х.Рыбаков, послуживший А.Островскому прототипом Несчастливцева в комедии «Лес».

 

¥ 1869 -1871 годы…

Наместник Кавказа, великий князь Николай Николаевич лишает Ставропольский театр поддержки государственными средствами. Жители города спасают свой театр, открыв подписку для формирования товарищества на паях.

 

¥ 1885 – 1918 годы…

Годы творческого подъема. Завершено строительство нового здания театра «Пассаж». Режиссер Тункель создает в Ставрополе первый советский театр.

 

¥ 1937 год

Ставропольский театр становится краевым.

 

 

 

 

1.      Алянский, Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: Дет. лит., 1986

2.      Беликов Г.А. Ставрополь – врата Кавказа. — Ставропольское книжное издательст-во, 1997

3.      Блохин, Н.Ф., Блохина, Т.И. Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра. – Ставрополь, 2002

4.      Кузнецов, И.В. Крепость в степи. – Ставрополь: Кн. изд., 1987

5.      Поздняева, З.М., Лычагин, В.М. Театр и время: Очерки истории Ставропольского краевого драматического театра им. М.Ю.Лермонтова (1845-1985). – Ставрополь, 2002

6.      Пухальская, Г.Н. Театр: время перемен. ХХ век. – Ставрополь: «Юркит», 1999

7.      Ставропольский Академический театр драмы им. М.Ю.Лермонтова. – АО ИПФ «Нон-парель», г.Ставрополь, 1995

8.      Шаляпин, Ф.И. Страницы из моей жизни. – Л.: Музыка, 1990

9.      Щепкина-Куперник, Т.Л. Воспоминания о русском театре.- Москва: Детгиз, 1956