«…Местность государственного значения»: прогулки по Тебердинскому заповеднику
Для учащихся 3-5 классов
Действующие лица: Библиотекарь, Кот Ученый
Оформление: книжная выставка «Животные — любимые и нелюбимые»,
Карты Ставропольского края и Карачаево-Черкессии, фотогра-фии с видами Кавказских гор, свиток с письмом, знак «Осто-рожно, змеи!»
Библиотекарь:
Добрый день, ребята. Сегодня нам в клуб «Почемучка» пришло очень тревожное письмо:
«Сначала я вам загадаю загадку: из куста шипуля, за ногу типуля. Вы, конечно, догадались, кто это. Люди считают змей, одними из самых мрачных и оттал-кивающих существ. Столетиями из уст в уста передают ужасные поверья и страшные истории: змеи, и правда часто кусают, и от их укусов гибнут люди. А теперь их убивают, травят химикатами, и змеям нужна ваша помощь. Они зовут вас в свой заповедник и шлют вам карту».
А дальше подпись:
«По поручению змей:
Так как нет теперь царей в нашем государстве,
Ставлю подпись:
Берендей
Из лесного царства».
Посмотрим, что же за карта была в письме? Да это же карта Тебердинского заповедника! Сначала давайте выясним, что же такое заповедник? Для чего его создают? Каких животных собирают там?
(ответы)
Тебердинский заповедник был основан в 1935 году. В нём охраняется 40 видов зверей: зубры, кабаны, олени, косули, серны, туры; 158 видов птиц: осоед, кавказский улар (занесён в Красную книгу) и белоголовый сип, 10 видов пресмыкающихся и земноводных, в том числе и чёрная гадюка.
В любом заповеднике гостей сопровождает экскурсовод. Интересно, а кто будет им у нас?
(появляется Кот Учёный)
Кот Учёный:
Уф, устал, так торопился, боялся опоздать. Вы меня, наверное, заждались уже?
Библиотекарь:
Мы ждали экскурсовода.
Кот Учёный:
Я к вашим услугам. Чем могу быть полезен?
Библиотекарь:
Нас пригласил Берендей, в заповеднике нужна наша помощь, Кот Учёный.
Кот Учёный:
Я вас провожу и всё расскажу. Но сначала я проверю, знаете ли вы, что надо брать с собой в поход? Возьмём с собой лукошко для ягод и грибов? Если нет, то почему? А вот магнитофон. Его возьмём? А шашки, шахматы и прочие разные игры?
(ответы)
А что необходимо будет нам в походе?
(ответы)
Еще мы в походе нам будут нужны глазки, чтобы всё видеть и любоваться красотой природы, наши ушки, чтобы послушать голоса и тишину леса, наши ручки, чтобы помогать природе, и нашу улыбку, чтобы весело было в пути. Итак, в путь!
(звуки леса)
Мы в заповеднике, друзья и все мы — дружная семья.
Деревья выстроились в ряд.
И каждый встрече с вами рад.
А ожидает нас: Первая остановка:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.
Библиотекарь:
Вспомним, какое письмо мы получили. В нём речь шла о змеях. Скажите, относятся ли змеи к любимым человеком животным?
(ответы)
Мы, люди, сами определили какие животные вредные, какие полезные, каких мы любим, а каких ненавидим и боимся. Прав ли был человек?
(ответы)
Кот Учёный
В Калифорнии, в одном живописнейшем уголке возле красивого озера, люди, для достижения полной гармонии и радости в природе, уничтожили всю портившую пейзаж мошкару. Это была серьёзная операция, с применением вертолётов и сильных химических отравляющих веществ. И очень успешная. А следом за мошкарой из этого места исчезла рыба, лягушки, птицы. Скажите, почему это произошло?
(ответы)
Библиотекарь:
Мы расцениваем мошкару как назойливых, вредных насекомых, забывая о том, что она является одним из пищевых звеньев в природе. Мы, люди, к сожалению, решаем сами, кто вреден, кто полезен. Этих нелюбимых и преследуемых человеком животных — бьём без сострадания, без жалости, без оценки их роли в природе и хозяйстве: волки, змеи, жабы. Мы вынесли им приговор ещё тогда, когда человек был послушным рабом природы, у него было много врагов, которых он боялся. Эти страхи и суеверия сохранились и живут прекрасно в 21 веке.
Мы с вами в заповеднике, в котором охраняются животные, которые нам ничего плохого не сделали, а ещё те, которых мы считаем вредными.
Сейчас мы отправляемся дальше, и следующая остановка
АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА.
Такого прекрасного разнотравья, как здесь не увидишь больше нигде. Вот это — ветреница, а это — прострел. Они оба занесены в Красную книгу. На лугах много растений с яркими цветками, которые образуют сказочные ковры. В середине лета луга быстро меняют свой цвет; они то розовые, это цветёт горец, то лилово-фиолетовые, от цветения буквицы, то оранжевые — от зонтиков володушки.
Тебердинский заповедник расположен в горной местности, и поэтому, чтобы увидеть многих животных, нам надо подняться в горы. И здесь нам пригодится бинокль, ведь только в него мы сможем разглядеть это животное. И кого же мы увидим? Конечно же, кавказского тура.
(рассказ команды о туре)
Тура называют каменным козлом. Как вы думаете, почему?
(ответы)
Его огромные, похожие на сабли рога достигают в длину одного метра. На копытах у тура мягкие «подушки», которые помогают ему передвигаться по скалам. Туры живут стадом, это помогает им уйти от опасности, если их никто не беспокоит, они спускаются в лесную зону, где много сочного корма.
Кот Учёный:
А вы знаете, у нас в горах живёт чемпион-высотник.
Библиотекарь:
Это, конечно же, альпинист, только он может подниматься высоко в горы.
Кот Учёный:
Нет-нет, вы ошибаетесь, это не альпинисты, хотя эту птицу мы можем так назвать. Уж очень высоко она живёт. Она такая нарядная, перья у неё похожи на клин, будто кем-то отточены. А клюв… Такой крючковатый, загнутый вниз. И ещё, у неё под клювом есть бородка. Ну что, догадались, о какой
птице я говорю?
Библиотекарь:
Конечно, догадались. Это бородач. Я думаю, наши почемучки расскажут о нём.
(ответы)
За бородку эту птицу так и назвали — бородач. Сама она немного больше гуся, хвост интересный – длинный и клиновидный. Бородачи очень дружны между собой. Живут очень высоко в горах, гнездятся на скалах, в очень труднодоступных местах, на отвесных обрывах и только за добычей могут спускаться в долину. Добычу высматривает, облетая планирующим полетом на небольшой высоте горные склоны. Это очень осторожная птица. Голос у нее, как не странно похож на свист.
Кот Учёный:
А вы знаете, что в горах берут своё начало реки? Библиотекарь:
Конечно, мы это знаем, Кот Учёный. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что в Кавказских горах берут начало большинство знакомых нам рек: Кубань, Терек, Большой и Малый Зеленчук, Кума и много других рек и речушек. И так, наш путь лежит вниз, в долину. Спускаться мы будем по бурной реке. В путь.
(звуки горной реки)
Кот Учёный:
Следующая остановка:
ЗНАКОВАЯ.
Библиотекарь:
Странное название какое-то, Кот Учёный. Мы даже не догадываемся, что нас здесь может ожидать.
Кот Учёный:
Да вы внимательнее посмотрите. Видите, знак стоит. А на нём чьё изобра-жение?
Библиотекарь:
Змеи. Я знаю, такие знаки ставят в тех местах, где ядовитые змеи встре-чаются. Значит, нам надо быть очень осторожными. Конечно, всех неприятностей, которые связаны со змеями, мы можем избежать, если будем знать о них больше: где живут, чем питаются, какой образ жизни ведут, какие сигналы подают при встрече с человеком, и как нам, людям, надо себя вести, чтобы избежать неприятностей. Змеи, в большинстве своём ядовитые и неядовитые. Какие неядовитые встречаются на территории нашего края, назовите ядовитых.
(ответы)
Как можно отличить, например, ужа от гадюки? А где живёт гадюка?
(ответы)
Конечно, в лесу. Её серая или бурая окраска с зигзагообразным узором на спине делает её незаметной среди листвы. Поэтому ни человек, ни животное не замечают змею, подходят близко, а то могут и наступить на неё. Какой может быть результат?
(ответы)
Вы правы, змея прибегает к самозащите — она кусает, ведь другой-то защиты у неё нет. Но если человек увидел змею, и она заметила его, поднялась, зашипела. Каковы должны быть действия человека в подобной ситуации?
(ответы)
Когда мы идём в лес по грибы, или на прогулку, надо брать с собой палку, быть внимательными, чаще прощупывать почву вокруг куртинок или кустиков. И гадюка, скрывающаяся поблизости, уползёт сама или обнаружит себя шипением. Что означает шипение змеи в данном случае? Конечно, она предупреждает людей. Дайте ей отползти или отойдите сами. И никакой беды не будет.
Кот Учёный:
А вы знаете, ведь раньше змею называли мудрой и ещё в древности учёные-медики своим символом избрали чашу и обвивающую её змею. Как же так — символ зла и символ мудрости одновременно?
Библиотекарь:
У людей были основания наделить змею всеми отрицательными качествами. Всех без исключения змей считали ядовитыми. А их зловещий, немигающий взгляд, холодное извивающееся тело, сбрасывание шкуры — всё это приводило человека в ужас. Но тогда же человек понял, зачем всё это нужно змее. А ещё он понял, что яд змеи можно использовать для лечения многих болезней, из него делают всё новые и новые препараты. А для этого нужно всё больше и больше змеиного яда. И вот в тех местах, где водятся змеи, ежегодно появляются специальные бригады. Они отлавливают змей, привозят их в питомники. А там время от времени змей «доят», т.е. берут у них яд. И тот самый яд, который мог бы принести несчастье, приносит облегчение многим тяжелобольным людям.
Кот Учёный:
Вот вы, люди, почему-то пугаетесь, когда видите множество змей, переплетенных в клубок. Это ведь одна из змеиных премудростей.
Библиотекарь:
Почемучки, давайте покажем Коту Учёному свои знания, и расскажем ему, зачем змеи собираются как бы в клубок в одном месте.
(ответы детей)
Змеи не имеют своей температуры — она зависит от температуры окружающего воздуха. Даже небольшой мороз губителен для них. Поэтому на зимовку они забираются в кротовые норы, в пустоты под землёй. Там температура держится +1-2 градуса. А внутри клубка, в который сворачивается несколько змей, — на несколько градусов выше.
Кот Учёный:
Ладно. Принимаю ваш ответ. А вот ещё одна змеиная премудрость. Существует одна легенда, будто змеи гипнотизируют свои жертвы взглядом, и те чуть ли не ползут к ним в пасть сами. Сможете ответить, правда это, или очередной оговор змеи.
Библиотекарь:
Ты знаешь, Кот Учёный, мы можем говорить о «мудрости змеи» бесконечно долго. Но я думаю, нашим почемучкам будет интереснее найти ответ самим, а заодно прочитать множество интересных фактов из жизни змей. Ведь это очень интересные и умные существа, которых, к сожалению, мы не ценим. А узнать о жизни змей вы можете из книг.
(демонстрация книг)
И так, ребята, сегодня мы немного поговорили о животных любимых нами, и нелюбимых. Что скажет нам на прощанье Кот Учёный?
Кот Учёный:
Я заметил, что в последнее время, вы, люди начинаете понимать, что лягушки, жабы, ящерицы, змеи полезны. Я-то давно это знаю. И Берендей знает, как вы расправляетесь с невинными веретеницами лягушками. Он старается сделать всё, чтобы вы до них не добрались, он прячет их от ваших глаз, предупреждает об опасности. Да разве всех убережёшь!
Библиотекарь:
Ты затронул Кот Учёный очень серьёзную и важную тему. Если мы допустим уничтожение, исчезновение даже одного, как нам кажется самого маленького, незаметного животного, живущего рядом с нами, -мы подпишем приговор о том, что готовы расстаться с дикой природой. А если это произойдёт — мы уже не сможем быть прежними добрыми, себя уважающими людьми. Да и сохранится ли сам человек? Подумайте об этом, ребята.
1. Адамян,Г.А., Адамян,Н.В. Долина здоровья/ Г.А.Адамян, Н.В.Адамян – Ставро-польское книжное издательство, 1982. – 96с., ил.
2. Гребенюк, О.Н. Домбай/О.Н.Гребенюк – «Советская Россия», 1980
3. Малышев,А. Теберда. Путеводитель/А.Малышев – Ставропольское книжное изд-во, 1973. – 112с.
4. Теберда. Домбай. Архыз: Природа. Исторический очерк. – М.: Профиздат, 1989. – 256с.
5. Тебердинский заповедник. – М.: «Планета»: 1983
6. Заповедными тропами/Т.А.Адольф. М.И.Давыдова и др. – М.: Просвещение, 1988. – 191с.
7. Заповедная Теберда. – Ставрополь: Кн. изд-во, 1986. _ 174с.
8. Теберда – Домбай. – М.: «Советская Россия», 1970
9. Фотоальбом «В горах Карачаево-Черкессии», — М.: «Советский художник», 1968
10. Красная книга Ставропольского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных/Н.С.Панасенко. – Ставрополь: Полиграфсервис, 2002. т.1: Растения /А.Л.Иванов.
11. Красная книга Ставропольского края. Редкие и исчезающие под угрозой исчезнове ния виды растений и животных/Н.С.Панасенко. – Ставрополь: Полиграфсервис, 2002. Т 2: Животные/С.И. Сигида
12. Ефремов, Ю.К. По Кавказскому заповеднику/ Ю.К.Ефремов. – М.: «Советская Россия», 1984
13. Сладков,Н.И. Рептилии/ Н.Сладков. – М.: «Детская литература», 1988
14. Акимушкин, И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмы-кающиеся/И.И.Акимушкины. – М.: Мысль, 1995
15. Талызин,Ф.Ф. Ядовитые животные суши и моря/Ф.Ф.Талызин. – М.: Знание, 1970
16. Храбрый, В.М. Школьный атлас – определитель птиц: Книга для учащихся. – Москва «Просвещение», 1988