Кавказ…дорога…Лермонтов…(пребывание в Ставрополе М.Ю.Лермонтова): литературный портрет
Для среднего школьного возраста
Оформление: книжная выставка «Лермонтов и крепость у Каменного брода»
Ведущий:
Этот край словно создан для поэзии… Его зелёные предгорья с белоснежными вершинами на горизонте и сизо-голубым Бештау, широкие степи с цветущим многотравьем, колосящиеся нивы пшеницы… Красота Кавказа восхищает и пленяет, будит сокровенные мысли, поэтическое вдохновенье. С давних пор Кавказ привлекал внимание не только царственных особ, но и русской поэтической интеллигенции. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Пушкин, Одоевский в разное время стремились отдать поэтическую дань этому прекрасному уголку России. Многие побывали здесь, одни приезжали подправить здоровье, иные не по прихоти своей.
«Прошлое — опора дня сегодняшнего, и возвращение к нему особенно востребовано в период преобладания бездуховности — этого жесточай-шего наказания и для человека и для человечества. В такие времена человечество словно проходит проверку и сравнение с образцами высокого духа, которыми, прежде всего, богато искусство». В 19 веке весь путь на Черноморскую и Кавказскую линии проходил через Ставрополь, т.к. здесь находился штаб войск. Отсюда офицерыотправлялись по своим войскам. Многие знаменитые люди бывали у нас, и, конечно же, в первую очередь мы говорим о М.Ю.Лермонтове. Назовите места в нашем городе, связанные с именем Лермонтова.
(ответы детей)
Так как фотография была изобретена намного позже, то внешний облик Михаила Юрьевича мы сможем представить себе благодаря портретам, зарисовкам. И поможет нам в этом компьютер, а именно слайд-шоу. А пока…
Чтец:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Ведущий:
В сотнях списков это стихотворение распространилось за несколько дней по Петербургу. Оно всколыхнуло всё передовое общество.
«Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, -вспоминал В.В.Стасов, — стихотворение Лермонтова «На смерть Пушкина» глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром… Мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, готовые на что угодно…» Список стихотворения кто-то услужливо послал Николаю 1. Следом за ним поступило к царю донесение шефа жандармов А.Х.Бенкендорфа. «Вступление к этому сочинению, — писал он, — дерзко, а конец –бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Вскоре за этим последовало и царское наказание. Царь не рискнул вслед за П.Я.Чаадаевым признать сумасшедшим и Лермонтова. Военный министр граф А.И.Черны-шёв 25февраля 1837 года извещал: «Государь император высочайше повелеть соизволил; лейб гвардии Гусарского полка корнета Лермонтова за сочинение известных вашему сиятельству стихов перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк…». В действующую армию, под пули… Нижегородский драгунский полк находился на Кавказе.
Чтец:
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой: они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили,-
И долго мне мечталось с этих пор всё небо юга да утёсы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
и вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака под вечер к вам летят из далека.
(«Измаил-бей») Ведущий:
Путь от Петербурга до Кавказа был труден. В середине марта 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга. Судьба изгнанника, тяжёлые раздумья о только что пережитых событиях скрашивались ожиданием предстоящей новой встречи с Кавказом.
(романс на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», слайд)
Лермонтов не раз бывал на Кавказе. Сестра его бабушки, Екатерина Хастатова имела имение в старинной казачьей станице, на берегу Терека, возле Кизляра, ещё владела двумя домами «на Горячих и Кислых водах» (ныне Пятигорск и Кисловодск). Она приглашала сестру Елизавету Алексеевну Арсеньеву с внуком Мишей в гости (слайд). Бабушка вместе с внуком приезжала к сестре на Кавказ несколько раз, в основном подлечить слабое здоровье мальчика. Путь тогда на Кавказ пролегал через Ставрополь. После Астрахани проезжали через с. Московское, здесь ночевали, и наутро ехали далее, если случалась «оказия» (горцы на дорогах пошаливали). Для дальнейшего путешествия требовалась охрана, поэтому из путников собиралась целая «оказия», давалась военная или казачья охрана. От первых поездок у Миши остались мимолётные впечатления, обрывки разговоров взрослых, смутные детские переживания. Впоследствии одна из услышанных им в станице Шелковской казачьих колыбельных, легла в основу его стихотворения «Казачья колыбельная». И ныне казачки на Тереке поют на свой мотив эту песню.
(звучит «Казачья колыбельная», слайд к этой песне)
Что творилось в доме бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, когда она решилась везти своего единственного внука на Кавказ! Для всех это было событие исключительное. Предстояло ехать на «долгих», используя не наёмных лошадей, а собственных. Господский
экипаж сопровождался целым обозом, составленным из колясок, наблюдал за этими бесконечными хлопотами, нетерпеливо ожидая увлекательного путешествия. Наконец, сборы закончены, и вереница экипажей и повозок выехала из ворот усадьбы. Чем ближе к югу, тем необычнее становились встречающиеся люди: яркая, пёстрая одежда, удивительный говор, многоголюдье.
Ставрополь встретил их хмурой, моросящей погодой. Уже в начале 20-х годов 19 века он был уже известен как важный военно-административный центр. Издалека при подъезде к городу виднелась расположенная на возвышении крепость с каменными строениями в ней. У подножия горы, омывавшейся речкой, по отлогости прямыми углами тянулись небольшие, крытые в основном камышовой кровлей, беленькие домики.
Воспоминания!
Он помнил этот городок именно таким, каким увидел его впервые в детские годы. С этого места начиналось самое большое чудо, которого больше всего жаждали увидеть путешественники — отсюда явственно виднелась череда Кавказских гор.
Чтец:
Тебе, Кавказ — суровый царь земли, —
Я снова посвящаю стих небрежный.
Как сына ты его благослови и осени вершиной белоснежной!
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере — в стране тебе чужой —
Я сердцем твой, — всегда и всюду твой!..
(«Аул Бастунджи»)
(показ слайда)
Крестовая гора
(картина М.Лермонтова, 1838г.)
Ведущий:
Увиденные во время путешествия романтические картины сохранились в памяти 11-летнего подростка трогательными воспоминаниями. Последующие жизненные события не заслонили трепетного чувства первых встреч с Кавказом. В 1837 году, а именно 10 апреля Михаил Юрьевич выехал из Москвы, отправляясь на Кавказ в свою первую ссылку. Прибыв в Ставрополь, Лермонтов узнал, что его полк отправлен на Лезгинскую линию. Он поспешил туда, но, выехав из города, простудился, заболел и был вынужден вернуться назад. Он был помещён в Ставропольский военный госпиталь, который сохранился до сих пор. А проживал Михаил Юрьевич в доме Дробязгиной. Прочитать об этом можно у Г.А.Беликова: «Дом её, в два этажа, где верхний был деревянный, фасадом выходил на Острожную улицу, (проспект Октябрьской революции), в 1902 году он был перестроен ставропольским купцом И.А.Могильницким под ювелирный магазин (№14), сохранился нижний этаж, его занимает ныне кафе. Усадьба Марфы Дробязгиной утопала в зелени фруктового сада, через который пробегал ручей рождающегося здесь родника. Вода отсюда сбегала в Бабину рощу. Речка эта была перегорожена Матвеем Бабиным земляной плотиной, отчего возник пруд, которыйпосле многочисленных реконструкций и сегодня украшает наш парк».
Пребывая на лечении в госпитале, Лермонтов в свободное время продолжал знакомство с городом. На один из живописнейших уголков города он обратил внимание, и родились стихи:
Чтец:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под сенью сладостной зелёного листка;
Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу про мирный край
Откуда мчится он, —
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах увидеть Бога…
(«Когда волнуется желтеющая нива»).
Ведущий:
На этот уголок Ставрополя Лермонтов обратил внимание не случайно. В одну из прогулок по городу, он спустился в балку, где протекала речушка Ташла, и был приятно удивлён открывшимся ему живописным видом. У ручья стояла деревянная мельница, крутые склоны поросли деревьями и кустарниками, создавая таинст-венный романтический фон.
Своей живописностью место привлекло поэта. К тому же оно находилось недалеко от госпиталя. И появились рисунки. Первый имел надпись: «Волобуева мельница. 13мая 1837год Ставрополь».
Волобуева мельница
( рисунок М.Ю.Лермонтова. 1837г.)
Чтец:
На переднем плане деревянная, водяная мельница с тесовой крышей над обрывистым склоном. На противоположном берегу, вдоль протекающей речки, склонились два дерева. Вдали гористая местность, покрытая лесом. Из чащи проглядывает маленький домик. И ещё рисунок. Что-то романтическое привлекает нас в одиноко стоящей светлой хатке под камышом, обнесённой высоким плетнём, в теплящемся огоньке единственного оконца. В высоком небе между тёмными облаками просвечивает полная луна. Лунный свет серебрит речку, стены хатки, освещает кроны деревьев. И подпись: «1 мая, после прогулки на мельницу Волобуева».
Ведущий:
Кроме описанных пейзажных рисунков, Лермонтов сделал зарисовки с портретами гражданских и военных лиц, знакомством с которыми было отмечено его пребывание в Ставрополе. Подчас поражаешься тонкой наблюдательности Лермонтова-художника, чуткого психолога, передающего внешний облик, характер и внутренний мир окружавших его людей.
(слайд-шоу, картины Лермонтова, написанные на кавказские темы)
В 16 лет (в 1830г), обучаясь в Московском университете, Лермонтов на-пишет посвящение Кавказу.
Чтец:
Кавказ! Далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна и окровавлена войной…
Ужель пещеры и скалы под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?
Нет! Прошлых лет не ожидай черкес в отечестве
своём
Свободы прежде милый край
Приметно гибнет для неё
Ведущий:
Вначале декабря 1837 года поэту из Петербурга (после ходатайства родственника Лермонтова, под началом которого Лермонтов служил на Кавказе) пришло прощение, первая ссылка окончилась и он оставил свой полк, квартировавший в Кахетии, где на него 11 октября в Тифлисе был отдан Величайший приказ по кавалерии «о переводе прапорщика Лермонтова в Гродненский гусарский полк корнетом». Отправляясь в Москву (Лермонтов получил «отпуск по здоровью на год») он написал стихотворение «Казбеку»:
Чтец:
Спеша на север издалёка,
Из тёплых и чужих сторон,
Тебе, Казбек, о страж востока
Принёс я, странник, свой поклон
Чалмою белою от века твой лоб наморщенный увит,
И гордый ропот человека
Твой гордый мир не возмутит.
Но сердца тихого моленье да отнесут твои скалы.
В надзвёздный край, в твоё владенье,
К престолу вечному Аллы.
Ведущий:
10 июня 1940 года Лермонтов прибыл на Кавказ. А через полгода (в январе 1841 года) ему был выдан отпускной лист, (хотя приказ был отдан ещё 11 декабря). Перед самым отъездом он получил от генерала Грабе, неофициальное письмо опальному бывшему «проконсулу Кавказа» — Ермолову, живущего в Орле. У Лермонтова зародился план создать роман «из кавказской жизни», и конечно встреча с грозным генералом его очень привлекала. 9 мая 1841 года Михаил Юрьевич последний раз оказался в Ставрополе. Придя к старому раскидистому70-летнему дубу на Воробьёвке, он написал во многом пророческие строки:
Чтец:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
«Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох и без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».
Дуб этот простоял ещё более 100 лет после гибели Лермонтова, и рухнул недавно в бурю. Из его ствола был сделан спил в несколько сантиметров, который хранится в нашем краеведческом музее. Наш современник поэт Александр Ефимович Екимцев писал о дубе:
Чтец:
Он столько перевидел, пережил!
И, озарённый лет минувших светом,
Он с Лермонтовым некогда дружил,
Бывал не раз наедине с поэтом.
Пускай былое покрывают мхи,
Но помнит великан семисотлетний
Как Лермонтов читал ему стихи
Под звёздами туманной ночью летней.
1. Гусляров, Е.Н., Карпухин, О.И. Лермонтов в жизни: Систематизированный свод подлинных свидетельств современников. – Калининград: Янтар. Сказ, 1998.
2. Екимцев, А.Е. Полет багряного листа. – Ставрополь, 1979
3. Кравченко, В. Михаил Юрьевич Лермонтов в Ставрополе. – Ставрополь, «Юркит», 2004
4. Лермонтов, М.Ю. Картины – акварели – рисунки. – Москва: изд-во «Изобразитель- Ное искусство, 1980
5. Лермонтовская энциклопедия. – М.: Сов. Энциклопедия, 1981
6. Польская, Е.Б., Розенфельд, Б.М. И звезда с звездою говорит… — Ставропол. Кн. изд-во, 1980
7. Попов, А.В. Лермонтов на Кавказе. – Ставропол. Кн. изд-во, 1954
8. Рисунки русских писателей 17 – нач. 20 века. Альбом. – М.: «Сов. Россия», 1988
9. Селегей, П. По лермонтовским местам. – Ставропол. Кн. изд-во, 1965
10. Фотоальбом. Люблю Отчизну я. Лермонтовские места. – Москва: «Сов. Россия», 1989.