Сестры: Настя и Элина – живут в селе Верхнерусское Шпаковского района Ставропольского края.
Насте 9 лет, она учится в 4-ом классе МОУ СОШ № 19. Постоянный участник и в последствии является победителем школьных, районных, городских и краевых конкурсов, турниров, олимпиад.
Анастасия доверчива, открыта людям, ее легко обмануть. Девочка растет мечтательной, очень любит сказки. Анастасия хочет быть доброй и трудолюбивой. Анастасия учится шить, готовить. В школе Анастасия учится только на «отлично». Любит читать книги, рисовать. Ее отличает тонкий душевный настрой, безошибочная интуиция, она способна предвидеть события. У Анастасии аналитический ум, она быстро разберется в ситуации и примет правильное решение. Она переменчива в настроении, осторожна, авторитетна, дипломатична.
Элине 6 лет, она учится в 1-ом классе, по примеру сестры собирается учиться только отлично. Элина – девочка милая и одухотворенная. Её с раннего детства привлекают музыкальные инструменты, занятия танцами и другими изящными искусствами. Она любит красоту и стремится окружать себя красивыми вещами. Но она не только созерцатель. Элина – творческая личность, способная приумножить прекрасное и улучшать мир вокруг себя. Элина с удовольствием прочтет стихи для многочисленных слушателей, сыграет на фортепиано. Она являет собой образец идеального ребенка, в меру любопытного и прекрасно обучаемого. Для неё важен полет фантазии и возможность выразить свои чувства и эмоции, которыми она так богата.
При всей внутренней и внешней непохожести девочек объединяет интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Из вышерассмотренного вытекает определение: нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а, самое главное, самовыражаться.
Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста не подвергается сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
В настоящее время такие техники, как граттаж, монотипия, рисование сангиной, рисунки из ладошки, аппликации из бумажных шариков, рисование пластилином, которые когда-то были нетрадиционными, становятся традиционными.
В основу использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца», активируют и направляют мысли детей, вплотную подводят к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с использованием нетрадиционных техник изображения детям предоставляется возможность экспериментировать. Все необычное привлекает детей, заставляет удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям. Дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет.
Детям сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободными, раскованными.