Безопасный Ставрополь: «Зимние радости, зимние опасности».
18 декабря 2017 года для детей МБДОУ детский сад № 9 состоялся урок безопасности: «Зимние радости, зимние опасности». Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на ледянке, покидаться снежками и построить снежные башни и лабиринты.
Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами. Обезопасить себя от неприятных последствий зимних прогулок помогут простые, и, казалось бы, само собой разумеющиеся правила.
Ребята с большим интересом участвовали в беседе по профилактике травматизма с детьми старшего дошкольного возраста.
Вопросы беседы: «Гололед», «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)», «Как песок может стать опасным», «Кошка и собака — наши соседи», «Как был наказан любопытный язычок», «Зимой на горке», «Мы любим — трудиться», «Правила поведения на участке во время прогулки», «Как вести себя во время проведения подвижных игр».
Воспитанникам прочитали стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».
Ребята отвечали на вопросы.
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед? Рассматривали картины — знаки гололедицы, определяли, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед? Юные читатели запомнили правила:
-не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;
-если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
«Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Дети с большим интересом участвовали в беседе о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши — травма и вспомнили, если облизывать или есть — ангина); выучили правила, как уберечься от сосулек в конце зимы — начале весны. Воспитанники отвечали на вопросы и моделировали ситуации:
Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?
А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Ребята вспомнили случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях.
Воспитанники узнали, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.
Вместе пришли к выводу, что такие зоны необходимо оградить.
Придумали различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
Дети выучили правила, что ни в коем случае нельзя:
— Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
— Подходить и трогать свисающие сосульки!
— Нельзя есть сосульки!
— Нельзя кидаться сосулькой или снегом!
-Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть)
-Как мы должны заботиться о своем здоровье?
(закаляться, гимнастика). Прослушали рассказ «Гимнастика и простуда» (Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье»)
Рассматривали сюжетные картины и беседовали по ним.
Обыгрывали проблемные ситуации:
«Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное, такой же сладкий и вкусный, я его попробую»
«Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»
Выучили стихотворение:
Я вам расскажу, ребята,
Умные школьники и дошколята
Здоровье свое всегда берегут,
Снег и сосульки в рот не берут!
С крыши свесилась сосулька,
С виду вкусный леденец!
Заработает ангину.
Если съест ее глупец!
Проводили опыт со снегом (сосулькой)
Растопили снег (сосульку), процедили через марлевый фильтр. Придумывали сказки и моделировали ситуации.
«Не играй с бродячими животными»
Отгадали загадку:
«Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).
«Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается» (Собака).
С большим интересом послушали рассказ библиотекаря:
«Иногда, когда мы играем на участке, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.
-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши. Обыгрывали проблемные ситуации:
«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»
Мяукает у дерева
Незнакомая кошка,
Налью молока
Я бедняжке немножко.
Но трогать руками
Котенка не буду,
Что мама сказала
Ведь я не забуду:
«будь добрым, сыночек,
Животных корми,
А в руки бродячих
Зверей не бери,
От них мне поверь,
Легко заразиться.
Придется в больнице
Долго лечиться!»
Запомнили ПРАВИЛА!
— Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.
— Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и укусить без предупреждения.
— Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.
-Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место, встаньте боком к собаке.
-Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.
— Не целуйте (они часто роются в земле и у них на морде много микробов)
и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);
-Не подходите к ним сзади.
-Не буди спящую собаку.
Дидактическое упражнение: «Как это случилось?»
Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин). (Дразнили собаку — она укусила. Ребенок попал в больницу.)
«Как был наказан любопытный язычок».
Ребята узнали о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками;
Рассматривали и обсуждали сюжетные картины.
Узнали, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывали рассказы.
Узнали (если это все- таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)
Запомнили ПРАВИЛО:
— Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.
-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.
-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.
Провели опыт на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.
«Зимой на горке».
Вспомнили о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья. Обсудили ситуации правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.
С большим интересом играли в словесную игру: «Хорошо — плохо».
Дети оценивали ситуации, предложенные библиотекарем, и обосновывали свою оценку в процессе общего обсуждения.
Сформировали ПРАВИЛА:
-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
-Подниматься на горку только по ступенькам;
-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
-Не кататься стоя, а только сидя;
-Не толкать, не цепляться за товарищей;
— Соблюдать очередность;
-Не спрыгивать с горки;
-Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
-Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
-Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой
и может сбить тебя;
-Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
-Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
-Не сбегай по скату;
-Не кидайся снегом в сторону горки.
«Правила поведения на участке во время прогулки»
Юные читатели вспомнили правила безопасного поведения на участке;
С большим интересом участвовали в беседе и запомнили, что: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей! Беседа проходила (с использованием иллюстраций, стихов и загадок) о том, как себя вести правильно на участке, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
Запомнили ПРАВИЛА:
— Выходить на участок и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
— Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
— Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть
доброжелательным и вежливым.
-Не покидать территорию своего участка без разрешения.
-Не играть с острыми предметами.
-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.
Так как кто — нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и
травмироваться.
-Не кидаться песком, снегом.
-Не подходить к собакам и кошкам.
-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.
Воспитанники с большим интересом ознакомились с книгами: Воронин, Д. «Опасные забавы», Радзиевская, Л. «Ты и животные», Радзиевская, Л. «Ты и вода», Радзиевская, Л. «Ты один на улице», Шалаева, Г.П. «Мои друзья – дорожные знаки», Радзиевская, Л «Ты и Дорога»; Могутин, Ю. «Ты идёшь по улице…»; Рублях, В. Э. «Правила дорожного движения» и др.