Аппликации из бумажных шариков
Предлагаемая вашему вниманию коллекция работ Кирилла Хворыгина выполнена в апреле-мае 2016 года с незначительной помощью бабушки под руководством логопеда. Кириллу в мае 2016 года исполнилось 5 лет. Работы выполнялись вдохновенно, у Кирилла хорошо развито восприятие цвета, сочетаемости красок. Но не все получалось сразу. Иногда работа над одной картинкой продолжалась несколько дней.
В дошкольном возрасте для умственного (в том числе, речевого) развития большое значение имеет развитие мелкой моторики кисти руки ребенка. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией, поэтому тренировать их надо достаточно рано.
У ребенка младшего и среднего дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими и умелыми пальчики ребенка становятся далеко не сразу, необходима помощь.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) актуальным становится вопрос подготовки руки ребенка к письму. Одним из составляющих компонентов письма является подготовленная рука ребенка. В данном возрасте у ребенка все еще слабо развиты мелкие мышцы пальцев рук, не закончено окостенение фаланг пальцев. При этом нервная регуляция движений совершенствуется, что ведет к более точному и быстрому темпу выполнения различных действий.
Одним из эффективных и интересных ребенку способов тренировки движений пальцев является работа с бумажными салфетками.
Оборудование и материалы:
— картинки с изображением ягод, цветов, животных и забавных сюжетов; картинки могут быть заранее частично раскрашены, что сужает поле деятельности малыша. Это важный момент в работе с детьми. Ребенок еще не может долго сосредоточиться на одном виде деятельности; ему хочется поскорее получить результат и одобрение взрослых;
— бумажные салфетки разных цветов и оттенков;
— клей (для приклеивания бумажных шариков лучше пользоваться клеящим карандашом).
Ход работы:
Работа с салфетками проходит в определенной последовательности:
— ребенок отрывает от салфетки полоски: салфетку держит одной рукой, а другой (ведущей) отрывает от верхнего края полоски. При этом развивается содружество в действиях двух рук, формируется захват двумя пальцами и силовое распределение мышц в руке. Это достаточно сложные действия и, если ребенку это удается с трудом, то можно разрешить ему отрывать от салфетки кусочки (среднего размера, не мельчить);
— готовые полоски ребенок скатывает в бумажные шарики. В идеале это делается тремя пальцами (большим, указательным и средним) круговыми движениями. Таким образом развивается мелкая моторика пальцев. Скатывать шарик тремя пальцами ребенку еще достаточно сложно, поэтому на начальном этапе можно разрешить скатывать бумажные шарики ладонями, но затем обязательно показать, как раскатывать шарики тремя пальцами;
— ребенок приклеивает на картинки заготовленные шарики, стараясь плотно прижимать их друг к другу, не выходя за контур рисунка. При этом тренируются мышцы рук, мелкая моторика, развиваются координация и точность движений.
На всех этапах работы предусматривается и допускается помощь взрослых.
Следует отметить, что часто у ребенка не хватает терпения скатать нужное количество шариков. Скатав 3-4 шарика, он стремится приступить к их приклеиванию. Предоставьте ему эту возможность, но постепенно количество скатываемых шариков необходимо увеличивать.