Кавказ — суровый царь земли: легенды и мифы народов Северного Кавказа
Гора Сулахат. Домбай
Действующие лица: Библиотекарь, Баба-Яга
Оформление: карты г. Ставрополя, Ставропольского края, холщовый мешок, бутылка минеральной воды «Нарзан», стаканчики, мешок с солью; книги: Г.Беликов «Занимательное краеведение», М.Батчаев «Горы и нарты», экологический журнал «Свирель», №12, 2001г.
Книжная выставка: «Кавказ – страна легендами полна»
Библиотекарь:
Тебе, Кавказ — суровый царь земли, —
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной!
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой, — всегда и всюду твой
Это строки из бессмертной поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Аул Бастун-джи». Но мало кто знает, что это не просто поэма, это легенда об исчезнувшем в веках ауле Бастунджи.
Легенды, мифы, предания, сказки, сказы, былины, были, саги, как много их. Но сегодня мы поговорим о легендах и мифах родного края, Северного Кавказа. Издавна рождались в фантазиях народов, населявших эти места причудливые сказания о прошлом, читая их, мы попадаем в совершенно особый, романтический мир — мир Нартов, сказочный мир, где конь, например, наделён человеческой речью, а вещие птицы предсказывают будущее. В этом мире действуют свои законы, главный из них — борьба за справедливость. Герои легенд добры, отважны, честны, сильны. И, конечно же, побеждает добро. И когда мы читаем их, то нам кажется, что мы попадаем в сказку. И так… Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
Катятся с горы салазки,
бабушка Яга на передке едет с мешком в руке.
(появляется Баба-Яга с мешком)
Завязан мешок завязками. Бабушка, развяжи. С чем мешок?
Баба-Яга:
С легендами, со сказками!
Библиотекарь:
Бабушка, расскажи!
Баба-Яга:
А было это, голубчики в старину, когда дед Архип залез на Луну, Тогда легенды по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала, да в мешок легенды собирала.
Библиотекарь:
Баба-Яга, а можно нам в твой мешок заглянуть?
Баба-Яга:
Да от чего ж нельзя, полюбопытствуйте, да будьте осторожны, не выпустите легенды-то на волю.
Библиотекарь:
Прежде чем заглянуть в мешок Бабы-Яги, я хочу сказать, что одни легенды записаны в высокогорных селениях, другие построены на материалах старинных горских песен. И, конечно же, в них всегда побеждает добро, виновный наказан, а невинный живёт долго и счастливо.
Баба-Яга:
Вот-вот, верно заговорили о невинных-то, есть у нас недалеко от Ставро-поля мыс Невинный.
Библиотекарь;
Баба-Яга, о чём ты говоришь, какой мыс? У нас здесь и моря-то нет. Ты что-то путаешь.
Баба-Яга:
Ничего я не путаю. Тьфу-тьфу-тьфу на четыре стороны от путаницы. Баба-Яга никогда и ничего не путает. Вот и стихи вам прочитаю, Кот Баюн их мне намурлыкал:
Невинномысск, страница, за страницей
Перелистав историю твою,
Теперь уже я вижу не станицу,
А город химиков в расцвете узнаю…
Библиотекарь:
Ну и что? Невинномысск- это город, а ты нам о мысе
говорила.
Баба-Яга: Невинномысск
Милочки вы мои, я ведь вам легенду рассказать хотела.
Библиотекарь:
Ну, если легенду, мы слушаем.
(звучит отрывок из пьесы Г.Гладкова «Таинственный остров»)
Баба-Яга:
Давно это было, ох как давно. Пришли в эти места русские и начали строить крепость, пахать землю. Горцы, подстрекаемые турками, не раз нападали на поселения. Однажды они заметили костры на том месте, где в Кубань вливалась безымянная речка.
Библиотекарь:
Решив, что костры разложил сторожевой казачий пост, дождавшись темноты, горцы вихрем налетели на лагерь.
Баба-Яга:
Ох, что тут началось! Всех перебили.
Библиотекарь:
А когда побелел восток, горцы увидели, что не казаков они порубили, а невооружённых поселенцев.
Баба-Яга:
Ой, горе-то, какое! Загубили невинных людей.
Библиотекарь:
Вот с того времени и стало место это называться «Невинным мысом», а рядом выросла казачья станица, которая с 1939 года носит название Невинно-мысск. Баба-Яга, я думаю, теперь мы можем заглянуть в твоймешок?
Баба-Яга:
Сначала слова волшебные скажите:
«Ох, мешочек мой мешочек, дорогой ты мой дружочек.
Ты завязки развяжи — свои тайны покажи».
А теперь развязывайте.
(библиотекарь развязывает мешок и вынимает бутылку «Нарзана»)
Библиотекарь:
Баба-Яга, а почему в твоём мешке бутылка нарзана оказалась?
Баба-Яга:
Да не нарзан это вовсе, а сано.
Библиотекарь:
Что, что?
Баба-Яга:
Сано, это напиток нартов, силу им давал богатырскую. Да вы в книгу-то загля-ните. Читать, небось, умеете?
Библиотекарь:
Уж это мы умеем. И так, откроем книгу:
«Шёл однажды берегом Баксана странник. Шел он издалека и очень устал. Добрался он до аула и упал у крайней сакли без сил. Из нее вышел хозяин и помог путнику войти в дом. «Пить», — слабым голосом попросил путник. Шла война и во всем ауле не было ни куска хлеба, ни капли воды. Но закон гостеприимства не был нарушен. Страннику был подан кувшин с водой, он сделал глоток и вернул кувшин хозяину. «Мир дому твоему. А теперь возьми лопату и иди за мной», — сказал он хозяину дома. Хозяин взял лопату и последовал за незнакомцем. Вошли они в ущелье и поднялись на гору. «Ты помог мне, и я помогу твоему народу, — сказал странник. – Не всякому открыл бы я эту тайну, но вижу: ты добр и честен и не будешь таить от людей того, что получишь сам. Копай вот здесь под скалой». Хозяин вонзил лопату в землю и вдруг земля у него под ногой, будто раскололась и из нее брызнула вода, холодная и прозрачная. «А теперь, прощай», — сказал незнакомец. «Постой! Скажи, как твое имя?» — вскричал хозяин, только теперь догадавшись, что перед ним джинн. Но джин исчез бесследно, а люди стали называть чудесную воду из источника – сано, т.е. напиток Нартов. И говорят, кто пьет нарзан, может прожить семь жизней».
Это легенда «Сано Нартов» из книги Мусы Батчаева «Горы и нарты».
Баба-Яга:
Ну и что вы сейчас ждёте? Детишек-то напоите, пусть попробуют сано-то.
(библиотекарь разливает нарзан ребятам)
Библиотекарь:
Нарзан попили, и вновь заглянем в мешок.
(вынимат книгу «Занимательное путешествие» Г.Беликова)
Легенда о прекрасной девушке Машук, юно-ше Бешту и его могучем отце Эльбрусе хорошо известна тем, кто приезжает на Кавказские Минеральные Воды. У разных народов легенды о них отличаются друг от друга, есть, например, о мальчике Ма-шуко, о нём вы прочитали в книге «Горы и нарты» — рассказ «Чудесный дар», а еще в книге «Курорт Пятигорск» — легенда об Эльбрусе. Но мы вновь заглянем в мешок Бабы-Яги, нас ждут еще сюрпризы.
(библиотекарь достаёт журнал «Свирель», №12, 2001г)
Баба-Яга, я никак не ожидала увидеть в твоём мешке экологический журнал. Здесь видимо, кроется какая-то тайна?
Баба-Яга:
Да какая там тайна! Вы внимательно посмотрите, ну, что на обложке написано?
Библиотекарь:
Кавказ — дорога богов. Я, кажется, догадалась. Этот номер журнала посвящен Кавказу!
Баба-Яга:
Вот-вот, Кавказу — самым прекрасным горам мира. Что ж я хотела-то спросить у вас? Ну, нет памяти совсем. Где ж мой Кот Учёный, он напомнил бы, (думает) Тьфу, тьфу, тьфу направо от забывчивости, вспомнила! Вы тут уже так много говорили о нартах, а как они оказались в здешних местах-то, знаете?
Библиотекарь:
А что, Баба-Яга, ты хочешь нам об этом рассказать?
Баба-Яга:
Ещё чего! Бабушка уже устала! Сами в журнале об этом прочитайте.
(уходит)
Библиотекарь: (читает)
«Бог Тха решил однажды разделить землю между народами. Он поднялся на вершину самой высокой горы счастья – Отхомако (Эльбрус) и провел жеребьёвку. Одним достались хорошие участки земли, и они радовались, другим – плохие земли. Тха сказал: «Плохой земли нет. Я создал землю для себя и не мог создать ничего плохого». Семь дней и ночей трудился бог, и когда собрался отдохнуть, к нему подошли несколько человек, которые потребовали свою долю. «Кто вы такие?», — спросил Тха. «Мы представители нартов, и прибыли в назначенный час, только сидели и ждали своей очереди, но о нас забыли», — сказали они. «У меня нет свободной земли», — ответил бог. Нарты возмутились: «Помилуйте, Всемогущий, нельзя же оставить целый народ без земли». «Ну что ж, — вздохнул Тха, — возьмите себе это, — И он указал рукой на северо-запад Кавказа. Хотя этот участок я оставил для себя». Глянули нарты туда, куда указал бог. А там горы! Да какие! Громадные, неприступные, с бешено бегущими реками, бездонными озерами, грохочущими водопадами, суровыми лесами, альпийскими лугами и сверкающими на солнце снежными вершинами и ледниками».
Поселились нарты в этих местах и ни разу не пожалели об этом.
Баба-Яга, мы познакомились ещё с одной легендой и хотим опять заглянуть в твой мешок
(библиотекарь достает фотографии с видами Кавказских гор)
Какие великолепные фотографии с видами Кавказских гор! А этот сни-мок мне очень хорошо знаком.
(демонстрация фото — гора Зулихат или Сулахат)
Живёт в воспоминаниях людей об этой горе чудесная легенда. Всем, кто приезжает в Домбай и поднимается на ледник Алибек экскурсовод или проводник обязательно рассказывает её. Прочитать легенду вы могли в книге М.Батчаева «Горы и нарты»:
«…Звали ее Зулихат. Рождена была она в трудолюбивом и сильном племени аланов. Богатое было селение, но пришла беда, отвернулось от них счастье. В горный проход, что рядом с ледником Алибек, стали врываться ледяные ветры. Каждый год погибал урожай, редели стада туров, стало мало пищи и много болезней. И пришла вместе с ветрами к Зулихат печаль, перестала она смеяться и радоваться. «Откуда печаль твоя, Зулихат», — спрашивали ее подруги, но ничего не отвечала она, а только еще больше горевала. Видела она оставшихся без крова и зябла в своем уютном доме, видела голодных и есть не могла.
В одну из осенних ночей, когда ветер свирепствовал с особой силой, Зулихат неслышно вышла из дома и пошла к леднику Алибек. «О добрые духи, помогите мне», — попросила она на вершине и легла вдоль хребта, на пути страшных ветров. Вскочил на своего коня увидевший это во сне богатырь-пастух и быстрее орла полетел к своей любимой… У подножия горы он понял, что Зулихат уже нежива, и горе сломало его крылья, остановилось сердце. Проснулись утром люди, удивленные тишиной, глянули в сторону Алибека и гордые слезы полились из их глаз. Из этих слез и возникла река Теберда. А на снежном хребте, повернув светлый лик к солнцу, с гордо поднятой грудью и упавшими волосами лежит прекрасная девушка… А рядом мчится к ней и не может домчать прекрасный юноша на сильном коне, окутанном туманом…»
Очень грустная и красивая легенда. Но, я думаю, в мешке Бабы-Яги осталось еще что-нибудь интересное.
(появляется Баба-Яга)
Баба-Яга:
Да что ж вы спрашиваете, милочки мои, вы и так уже почти всё из него забрали. Но самое ценное все-таки еще осталось.
Библиотекарь: (достаёт мешочек с солью)
Бабушка Яга, ты нас всё больше и больше удивляешь. Соль-то, зачем ты в мешке держишь?
Баба-Яга:
Да уж, больно дорогая соль эта, волшебная она. И легенда о ней есть. Уст-раивайтесь поудобнее и слушайте.
(на фоне музыки «Принц и принцесса» Г.Гладкова)
Давно это было, жил на свете старик и звали его дивно так — Эльбрус. Было у него два сына да дочь красавица. Вот как-то выспавшись хорошенько, призвал он к себе детей и спрашивает, как любят они его,старика-то. Все перед ним и так и эдак, мол, любим больно сильно, а дочь возьми и скажи: «Люблю тебя, батька, как соль».
Библиотекарь:
А старик возьми, да выгони её из дома.
Баба-Яга:
Ну, коли знаете, о чём легенда дальше поведает, так и рассказывайте сами.
Библиотекарь:
Хорошо, бабушка, я не против. А что же дальше было? Как услышал старик такие слова от любимой дочки, разгневался, да и прогнал её из дома. Пошла дочь из дома. Уж так плакала, так плакала. Глядя на её горькие слёзы и горе люди дали девочке имя — Маныч, что горькая означает. Шла как-то Маныч по степи, а навстречу ей старушка идёт.
Баба-Яга:
Я это была. Жалко мне стало девочку, я и взяла её к себе. Живёт она у меня, послушная такая, всё делает по хозяйству, кота Баюна моего сильно любит. Да смотрю я сильно грустить она начала.
Библиотекарь:
Просит девочка бабушку: «Отпусти меня домой, грустно мне».
Баба-Яга:
А я ей говорю: «Куда ж ты пойдёшь, милая? Вот тут золото у меня, драго-ценности, бери, только оставайся». А она всё своё: «Отпусти, да отпусти». Ну, я и отпустила.
Библиотекарь:
Да только не с пустыми руками ушла Маныч от бабушки. Дала она ей за доброту её и характер ласковый, за любовь к земле родной мешочек с солью. Пустилась Маныч в путь. Долго ли коротко ли шла, добралась дородных мест, а там беда. Мрут люди, соли нет у них. За горсть соли богатства свои отдают — землю, скот. Жалко стало девушке народ свой, стала она раздавать соль всем. Вроде много отдала, а мешочек не пустеет.
Баба-Яга:
Давайте, давайте, соль-то из мешка народу честному, пусть пробуют соль мою волшебную, да доброты набираются,
(библиотекарь даёт немного соли детям)
Библиотекарь:
Прознал про то отец девушки и приказал позвать её к себе: «Прослышал я, что соль ты даром раздаёшь. Кто ты такая?» А Маныч говорит: «А ты загляни в мешочек, может и вспомнишь». Заглянул Эльбрус в мешочек и всё вспомнил: «За твоё добро к людям, дочь моя любимая, быть тебе бессмертной. С сегодняшнего дня озером ты станешь, чтобы завсегда люди к тебе за солью шли». Сказал так и окаменел, а дочь его стала озером. И стоит Эльбрус всё на свою дочку издали смотрит и любуется. А к озеру Маныч еще долго люди за солью шли.
Тебе, Баба-Яга спасибо за легенду. А прочитать её можно в книге Г.Беликова «Занимательное путешествие».
Я смотрю, твой мешок всё также полон, мы можем заглянуть в него ещё раз и ещё, можем говорить о Кавказе, легендах народов, проживающих здесь бесконечно долго. Но всё-таки закончить заседание клуба «Почемучка» я хочу строками из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Кавказ»:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню Отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
1. Альбом «Кавказские минеральные воды», — Планета, Москва, 1969
2. Батчаев, М., Стефанеева, Е. Горы и нарты: кавказские легенды, — Ставропольское книжное издательство, 1969
3. Беликов, Г.А. Занимательное путешествие, — Ставропольское книжное изда-тельство, 1973
4. Бернштейн, А.И. Курорт Пятигорск, — Ставрополь, 1968
5. Гниловской, В.Г. Занимательное краеведение: беседы с юными краеведами о природе Ставропольского края, — Ставропольское книжное издательство, 1974
6. Лермонтов, М.Ю. Кавказские поэмы, — Москва: «Детская литература», 1989
7. Чудо-яблочко: сказки народов Карачаево-Черкесии, — Ставропольское книжное издательство, 1983