И тебя, казачка, мы любим, и пою я песню про тебя: День казачки

Для среднего школьного возраста

 image (4)Действующие лица:  Ведущие, казак, участники

Оформление:             воссоздан интерьер казачьей горницы – на окошках вышитые занавески,

вдоль стены лавки, крытые ковриком, посередине стол с самоваром, бубликами, чашками, на полу и на стульях домотканые коврики.

Предметная книжная выставка «Казачьему роду нет переводу», на ней размещены кроме книг кружевные и вязаные изделия, предметы быта казаков.

 

Ведущая 1: 

Здравствуйте,   гости дорогие! Гость на гость – хозяину радость! Красному гостю — красное место! Здесь и красивые девушки.

Ведущая 2:  

Добры молодцы кругом. Все уселись за столом.

Ведущая 1:

Будет всем вам здесь приятно побывать в гостях у нас!

Ведущая 2:

Песни русские попеть, и в казачий пляс пуститься.

Казак:

Здравствуйте, хлопцы и девчата! Решил зайти на огонёк, да вижу, не ошибся. У вас тут, никак посиделки.

Ведущая 1:

Да, вы действительно не ошиблись. Сегодня мы с ребятами решили поговорить о казаках и казачках, их быте и занятиях. А тут и гость на порог.

Ведущая 2:

Может, расскажете о своём житье-бытье? Нам с ребятами будет интересно. Правда, ребята?

Казак:

Отчего не рассказать? С удовольствием!

Казачья нелёгкая доля, казак только богу подсуден,

Сквозь годы проносится полем: «Мы были, мы есть, и мы будем».

Не выжечь наш дух, наши корни,

Пусть к воле казачьей путь труден.

Но всюду, где сердцу просторней,

Мы были, мы есть, и мы будем!

(А.Муренко. Есаул)

Ведущая 1;

Наши посиделки являются как раз доказательством того, что не пропал интерес к обычаям и традициям казачества, о них мы и будем говорить сегодня.

(музыка)

Ведущая 2:

Так вот, ребята. Осенним или зимним вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собирались парни и девчата в какой-нибудь хате. Девушки обычно приходили первыми на посиделки. Приносили с собой рукоделие. Парни приходили позднее. Затевали словесные игры. С одной из таких игр — с пословиц мы и начнём наши посиделки. Пословица на все случаи жизни даст разумный совет, наставление, утешит и развеселит. Мудрость и опыт веков, юмор народа ярко запёчатлён в пословицах и поговорках о казаках. Давайте вспомним некоторые из них.

(проводится соревнование «Закончи пословицу»)

—      Терпи казак…                                       (атаманом будешь)

—      Казачьи станицы…                             (родовые сестрицы)

—      Казачья доля…                                     (кинжал на поле)

—      Казачье слово…                                   (делу основа)

—      Нога в стремя…                                   (хворь из казака)

—      Казак без коня…                                  (как печь без огня)

—      Земля Отечества…                             (и в горести казаку мила)

—      Дерево сильно корнями…                (Русь — казаками)

Гости дорогие, вы обратили внимание, как в пословицах вырисовывается образ казака, его удаль, сила, любовь к Отечеству и родной земле. А откуда пошли казаки?

Ученик:

У терских степных племён 14-16 веков был «коссак» от слова «коса», а затем казак — удалец, вольный человек, человек, порвавший со своей средой. Затем казаками стали называть вольных людей с окраины России.

Казак:

Правильно. Многие из вас, наверное, читали о том, что на Северный Кавказ бежали самые гордые и свободолюбивые народы. Они обживались на новом месте: строили дома на земле, которая никому не принадлежала, заводили семьи.

Ведущая 1:

Священное предание говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного… Поселил его в саду Эдемском. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному: сотворил ему помощника… И создал из ребра, взятого у человека, жену. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женой». Так по Священному Преданию были созданы первый на земле человек и его жена Ева.

Казаки далёкие потомки первого человека: они тоже знали, что «не хорошо человеку быть одному» и умели ценить своих казачек, друзей и помощниц в трудах и во всех делах правых.

Ведущая 2:

Тяжела и ответственна была ноша, ложившаяся в станицах и хуторах на женские плечи. Казаки, проводя много времени в военных походах, не имели возможности в полной мере заниматься домашним хозяйством и воспитанием детей. В курене и на базу женщина была полновластной хозяйкой. Жаловаться на трудности и недомогание, было не принято — «Не боли болячка,     я- казачка». Если у кого был курень в порядке и хозяйство в достатке, и дети учились в школе – хвала казачке.

Тяжелым, упорным трудом они сберегали все хозяйство, прививали детям веру в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведет хозяйство. Атаман Платов М.И. (1751 – 1818г.г.), вернувшись из заграничного похода (1812 – 1815г.г.), в обращении своем ко всем донским казачкам, благодарит их «земно кланяясь» за то, что они эти годы, когда все мужское население находилось на войне – одни вели всю «домашность».

Давайте и мы сейчас представим себе, что наши казачки заняты домашней работой, которую они должны выполнить как можно быстрее, проворнее и качественно, на то они и казачки. Я приглашаю двух девушек. Перед вами стаканы и смешанное зерно. По моей команде вы должны наполнить стаканы пшеницей и кукурузой. Как только музыка прекратиться, вы должны отойти от стола. И так, начали.

(проводится конкурс, звучит «Камаринская», муз. М.Глинки)

Казак:

В укладе жизни казачества значительную роль всегда играли женщины — казачки. А кто из вас, гости дорогие, может назвать художественные произведения, которые посвящены казакам, казачкам?

(ответы: Куприн, В.Шукшин, М.Шолохов, В.Бутенко…)

Великий русский писатель Л.Н.Толстой в повести «Казаки» рассказал о полувоенном романтическом укладе жизни казаков, создал пленительный образ казачки Марьяны.

Во всех произведениях писателей облик казачки выведен весьма привлекательно, например, любящая мать казачка в «Тарасе Бульба» Н.В.Гоголя, Мария Кочубей в «Полтаве» А.С.Пушкина, а так же в произведениях Тараса Шевченко. Мы видим, что казачка остаётся верна себе, воспитывая, выращивая своих детей, не смотря на тяжкие условия жизни, верующими в Бога и в любви к Родине. Она знает, что её долг — вырастить воина, который сможет защитить свою мать и всю семью.

                 Казачка. XIX век

 

Участник:

(исполняется «Колыбельная» М.Ю.Лермонтова)

Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю,

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.

Так пела казачка, укачивая своего сыночка и при этом вспоминала свое житье-бытье. А жизнь у казаков была суровая, пограничники-казаки издревле охраняли границы Родины на Кавказе от набегов диких горцев. Об этом и пела казачка, в колыбельной песне:

По камням струится Терек, плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин, закален в бою;

Спи, малютка, будь спокоен, баюшки-баю.

Как же становились казаки «старыми воинами, закаленными в бою»?

Каждая станица состояла из четырех сотен бойцов. Одну сотню составляли казаки «в запасе», т.е. мужчины после 40 лет и раненые, покалеченные на войне. Они несли наряды по охране станицы, по сопровождению для охраны обозов, со своими лошадьми и телегами. Были готовы в любой момент выступить в поход в случае необходимости.

Сам узнаешь, будет время, бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.

Я седельце боевое шелком разошью…

Спи, дитя мое родное, баюшки-баю.

 

Ведущая 1:

Дорогие гости! А ведь на посиделках не только беседовали, но и веселились! Поработали, послушали, пора и повеселиться. Работе — время, потехе — час, как говорится.

Ведущая 2:

А не спеть ли нам? Весело поётся, весело прядётся. А ну-ка, ребята, выходи в круг.

(исполняется народная песня «Грушевские казаки»)

Молодцы, ребята! Попели, потанцевали. А знаете, что мы сейчас исполняли? Песня эта казаков с хутора Грушевого.

Ведущая 1:

Казачки гордились своим происхождением, они избегали браков с иногородними, недружелюбно принимали чужеродных казачьих жён. Вот письменное свидетельство 18 века: «Жёны их лица круглого и румяного, глаза тёмные, большие, собою плотные, черноволосые, к чужестранцам неприветливы».

С детства девочки проходили суровую школу воспитания в семьях казаков. Начинали они заботливыми няньками своих младших братьев и сестёр. К 12-13 годам знали, как истопить печь, сварить еду.

Умели доить коров, белить хату, обрабатывать лён, шерсть, ткать, вязать. Подрастая, они начинали готовить приданое. Казачка-невеста умела быстро и ловко запрягать коня, снарядить его в поход. Оседлать коня своего суженного, проводить его за станичный вал было почётным занятием   казачки-невесты. Девушки,   расставаясь, давали своему возлюбленному белый платок,   чтобы   носил он его у сердца,   и казалось, что не этот белый, лёгкий платочек увозил с собой казак, а тепло любимой, которое не только согревало, но и уберегало от пули шашки ворога…

 

Казак:

Удивительный народ — казаки, и речь казака наполнена самобытными словами. Давайте ребята, вспомним казачьи слова и попытаемся объяснить их значение.

(проводится игра «Объясни слово»)

—      Круг…                                                      собрание казаков

—      Курень…                                                 казачий дом

—      Коваль…                                                 кузнец

—      Худоба…                                                домашний скот

—      Доха…                                                     длинная шуба мехом наружу

—      Чувяки…                                                туфли без задников

—      Черкеска…                                             фирменная одежда казаков

—      Бурка…                                                   длинный войлочный плащ

—      кавун…                                                    арбуз

—      узвар…                                                    компот из сухофруктов

—      Гарбуз…                                                 тыква

—      Нагайка.,.                                               плеть с защитой на конце

Ведущая 2:

Казачки умели ловко и красиво держаться в седле, вихрем промчаться по станице. Вздыбив коня, внезапно остановиться на полном скаку и так же красиво удержаться в седле. Женщины умели стрелять со скачущей лошади, а некоторые из них неплохо владели шашкой.

 

Казак:

Жизнь в ожидании нападений недругов выработало у казачек решительность, способность и умение владеть оружием. В 1774 году во время турецкой войны, восемь тысяч татар и турок окружили станицу Наурскую. Строевые казаки были в походе, и вся тяжесть обороны легла на плечи женщин, стариков и детей. Казачки небоялись ни свиста пуль, ни дикого рёва и гика нападающих. Стреляли прицельным и залповым огнём, кололи врага пиками, косами, перетаскивали по валу тяжёлые чугунные пушки, более 12 часов длился кровавый бой за эту станицу. Потеряв более 800 человек, турки отступили. Многие участницы обороны станицы былинаграждены медалями, учреждёнными правительством Екатерины II «За турецкую войну 1769 – 1774гг.». Казачки проявляли чудеса героизма на полях сражений в русско-японской войне, в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн.

Ведущая 1:

Да, умели казачки встать с оружием на защиту своих детей, куреней, станиц. И не смотря на это, они не теряли своих основных черт, присущих женщине: сердечности, кокетства, пристрастия к нарядам… В   праздники   казачки   люби-ли   пощеголять: платья одевали ситцевые, шерстяные и даже шёлковые. На голове   красивые шёлковые платки, на ногах щегольские полусапожки. В ушах золотые и серебряные серёжки. Девушки в косы вплетали дорогие шёлковые ленты, женщины пользовались гребнями.

Ведущая 2:

Любили девушки вместе поиграть. А ну-ка, красные девицы и добры молодцы, давайте сыграем в игру. Это старинная казачья игра из книги В.Ходарева «Казачьи игры и забавы», представьте: вечер, на столе потрескивает свеча, отбрасывая на стены затейливые тени. В горнице витает дух таинственности и каждому хочется заглянуть в будущее, далёкое и не очень. В этом поможет игра «Оракул»

(проводится игра «Оракул»: одному участнику завязывают глаза и сажают на стуле посередине комнаты; это и есть «оракул». Каждый из остальных подходит и прилагает к голове «оракула» один палец. Чувствуя прикосновение, оракул делает какое-либо шутливое предсказание)

 

Пословицы, песни, танцы, игры казаков вы знаете. А в чём же всё-таки тайна казачества, как вы думаете?

(ответы детей)

Ведущая 1:

Наверное, в богатырской силе.   В жажде вольности,   красоты.   В удивитель-ной уверенности в том, что у казаков всё красиво, песни, одежда, танцы, походка, еле касающаяся земли. Конь. Его убранство. Посадка в седле – цепкая, не падающая. Звон шпор, гордый орлиный взор. Фуражка, заломленная набекрень, из-под которой вьётся чубчик кучерявый. Красота. Удаль. Мощь.

Ведущая 2:

О жизни, обычаях, быте казачества, вы,   ребята,   можете узнать, прочитав книги:   В.Колесникова   «Казаки-однодворцы»,   «Два   века станицы Расшеватс-кой».

(демонстрация книг с выставки «Казачьему роду нет переводу»)

Казак:

Как недолог вечер, а время летит быстро, пора и по домам расходиться. А рас-ходились казаки с песнями, частушками.

(участники расходятся парами, поют частушки)

Девочка:

Запевай, девчата! Частушки терские!

Говорят я боевая, боевой остануся.

Ну и горе тому будет, кому я достануся.

Участники:

На окошке два цветочка голубой да аленький.

Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.

Не смотрите на меня, глазки поломаете.                                                                               Я не с вашего села, вы меня не знаете.

Не хвалитесь, вы, девчата, что вы голосом сильны.                                                  Если б больше вы молчали, было б больше тишины.

 

Говорят я боевая, боевая, ну и что ж,                     Моя мама боевая, ну, а я тогда в кого ж?

Казачата Ставрополья, мы нигде не пропадём.                            Сами музыку играем, сами пляшем и поём.

Ведущая1:

До свидания, гости дорогие.

Ведущая 2:

Спасибо, дорогие певуньи и танцоры. Чем богаты, тем и рады. Милости просим побывать у нас в следующий раз!

Ведущие: (вместе)

До свиданья, до свиданья, до свиданья три раза,

И ещё раз до свиданья, наши милые друзья!

 

 

 

 

1.         Губин, А. Молоко волчицы: Исторический роман, — М., 1975

2.         Детские казачьи игры и забавы: Сборник. – Ставрополь: ТОО «Центр пропаганды истории казачества», 1993

3.         Истоки: опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001

4.         Колесников, В.А. Два века станицы Расшеватской (1801 – 2001): к 200-летию со дня основания/ В.А.Колесников. – Ставрополь, 2001

5.         Обозный, Н. Верные жены – отважные защитницы:/Н.Обозный//Ставропольская правда – 1997. – 4 дек. – с.3

6.         Потто, В.Л. Два века Терского казачества (1577 – 1801). Т.1/В.Л.Потто. – Ставрополь, 2001

7.         Чекменев, С.А. Переселенцы: очерки заселения и освоения Предкавказья русским и украинским казачеством и крестьянством в конце XVIII первой половине XIXв. /С.А.Чекменев. – Пятигорск, 1994.