Сборник «Кавказ многоликий»
Вступительное слово
Высшее и прекраснейшее в человеческой природе – любовь к родной земле…
И. Гете
Память России… Она присно и во веки веков не утрачивалась в нашем народе. Она не может угаснуть, не может пропасть без вести, как древняя Ставропольская земля, нареченная мне Отечеством…
Эти замечательные слова выражают основной смысл и цель краеведческой работы библиотеки – познание жизни через познание истории, культуры, природы родного края.
Воспитание историей – зарождение высоких чувств к Отчизне, к нашим рекам, полям и лесам, это вечный путь, на котором вызревают в сердце сначала маленького, а затем взрослого человека, черты духовности и гражданственности. Мы думаем о воспитании патриота – человека не только любящего свой край, но и стремящегося, чтобы и другие хранили, берегли, знали и любили землю, на которой родились и выросли.
Центральная городская детская библиотека работает по краеведческой программе «Мой отчий край ни в чем не повторим». Результатом творческой деятельности по этой программе стало создание сборника информационно-досуговых форм работы — «Кавказ многоликий», в котором обобщен опыт работы детской библиотеки за последние несколько лет. Тема краеведения обширна и многопланова и включает в себя несколько направлений.
Содействие воспитанию у ребенка историко-патриотического сознания является основой краеведческой работы. Поэтому в первый раздел сборника – «И живы памятью столетий», включены сценарии мероприятий на историческую тему. Важно, чтобы познание детьми и подростками самобытной истории «малой» Родины, ее истоков и традиций, дорогих сердцу уголков и святынь могло послужить в дальнейшем толчком к активизации интереса к чтению литературы по истории Отечества.
Второй раздел сборника «В союзе с природой» подводит читателя – ребенка к диалогу с природой. Объективная реальность сама по себе не формирует эколо- гическую личность, необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком. И здесь помогут заочные экскурсии по заповедным местам родного края, знакомство с литературой краеведческого природо-содержащего характера — все это поводит ребенка к пониманию того, что родной дом, земля, природа, теплые человеческие отношения, понятные каждому окружающие ценности – та основа, на которой строится настоящая любовь к родному очагу, Отчизне.
Третий раздел – «Память, судьбы и сердца…». В силу разных причин Кавказ стал «землей обетованной» для многих представителей русской культуры, литературы, исследователей, военных деятелей. Судьбы большинства связаны с этими местами, о которых А.С.Пушкин писал: «…ужасный край чудес». Именно они становятся для нас «неупиваемой чашей», позволяют ощутить себя неотделимой частицей того великого, могучего, одухотворенного, что зовется русской нацией. Поэтому в этот раздел вошли разработки о выдающихся личностях, посетивших наш край или связавших с ним свою судьбу – М.Ю.Лермонтов, К.Хетагуров, А.Ермолов.
Мы надеемся, что сборник материалов центральной городской детской библиотеки поможет библиотекарям и учителям школ и лицеев в работе по краеведческой тематике.
Содержание
I Раздел
И живы памятью столетий
(для учащихся среднего и старшего школьного возраста)…………7
Кавказа (для учащихся 3 – 4 классов)……………………………… 13
(для учащихся 3 – 5 классов)………………………………………… 19
(для учащихся среднего школьного возраста)……………………25
(для среднего школьного возраста)……………………………………31
урок мужества (для среднего школьного возраста)……………37
II Раздел
В союзе с природой
(для учащихся 3 – 5 классов)………………………………………………… 43
(для учащихся 3 – 5 классов) ……………………… 50
заповеднику (для учащихся 3 – 5 классов)…………………………………56
III Раздел
Память, судьбы и сердца…
(для среднего и старшего школьного возраста)……………………………62
(для среднего и старшего школьного возраста)………………………74
- Страницы литературного Ставрополья («Кавказский пленник» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого): краеведческий факультатив
(для 4 – 6 классов)………………………………………………………………… 81