Вы здесь: Главная > Краеведение > Сборник «Кавказ многоликий»

Сборник «Кавказ многоликий»

 

Вступительное слово

 

Высшее и прекраснейшее в человеческой природе – любовь к родной земле…

И. Гете

 

 

            Память России… Она присно и во веки веков не утрачивалась в нашем народе. Она не может угаснуть, не может пропасть без вести, как древняя Ставропольская земля, нареченная мне Отечеством…

Эти замечательные слова выражают основной смысл и цель краеведческой работы библиотеки – познание жизни через познание истории, культуры, природы родного края.

Воспитание историей – зарождение высоких чувств к Отчизне, к нашим рекам, полям и лесам, это вечный путь, на котором вызревают в сердце сначала маленького, а затем взрослого человека, черты духовности и гражданственности. Мы думаем о воспитании патриота – человека не только любящего свой край, но и стремящегося, чтобы и другие хранили, берегли, знали и любили землю, на которой родились и выросли.

Центральная городская детская библиотека работает по краеведческой программе «Мой отчий край ни в чем не повторим». Результатом творческой деятельности по этой программе стало создание сборника информационно-досуговых форм работы — «Кавказ многоликий», в котором обобщен опыт работы детской библиотеки за последние несколько лет. Тема краеведения обширна и многопланова и включает в себя несколько направлений.

Содействие воспитанию у ребенка историко-патриотического сознания является основой краеведческой работы. Поэтому в первый раздел сборника – «И живы памятью столетий», включены сценарии мероприятий на историческую тему. Важно, чтобы познание детьми и подростками самобытной истории «малой» Родины, ее истоков и традиций, дорогих сердцу уголков и святынь могло послужить в дальнейшем толчком к активизации интереса к чтению литературы по истории Отечества.

Второй раздел сборника «В союзе с природой» подводит читателя – ребенка к диалогу с природой. Объективная реальность сама по себе не формирует эколо- гическую личность, необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком. И здесь помогут заочные экскурсии по заповедным местам родного края, знакомство с литературой краеведческого природо-содержащего характера — все это поводит ребенка к пониманию того, что родной дом, земля, природа, теплые человеческие отношения, понятные каждому окружающие ценности – та основа, на которой строится настоящая любовь к родному очагу, Отчизне.

Третий раздел – «Память, судьбы и сердца…». В силу разных причин Кавказ стал «землей обетованной» для многих представителей русской культуры, литературы, исследователей, военных деятелей. Судьбы большинства связаны с этими местами, о которых А.С.Пушкин писал: «…ужасный край чудес». Именно они становятся для нас «неупиваемой чашей», позволяют ощутить себя неотделимой частицей того великого, могучего, одухотворенного, что зовется русской нацией. Поэтому в этот раздел вошли разработки о выдающихся личностях, посетивших наш край или связавших с ним свою судьбу – М.Ю.Лермонтов, К.Хетагуров, А.Ермолов.

Мы надеемся, что сборник материалов центральной городской детской библиотеки поможет библиотекарям и учителям школ и лицеев в работе по краеведческой тематике.

 

Содержание

 

     I Раздел

     И живы памятью столетий

 

 (для учащихся среднего и старшего школьного  возраста)…………7

 

Кавказа      (для учащихся 3 – 4 классов)……………………………… 13

 

(для учащихся 3 – 5 классов)………………………………………… 19

 

(для учащихся среднего школьного возраста)……………………25

 

(для среднего школьного возраста)……………………………………31

 

  урок мужества      (для среднего школьного возраста)……………37

 

     II Раздел

     В союзе с природой

 (для учащихся 3 – 5 классов)………………………………………………… 43

 

 (для учащихся 3 – 5 классов) ……………………… 50

 

заповеднику   (для учащихся 3 – 5 классов)…………………………………56

 

     III Раздел

     Память, судьбы и сердца…

(для среднего и старшего школьного возраста)……………………………62

 

 

(для среднего и старшего школьного возраста)………………………74

 

(для 4 – 6 классов)…………………………………………………………………  81

 

(для дошкольного и младшего школьного возраста)…………………………88